МБОУ «Гуманитарно-эстетическая гимназия № 11 г.
Дубны Московской области»
02.03.2011
Круглый стол по профилактике здорового образа жизни
для учащихся 8, 9-х классов
«Умей
сказать «нет»!
<фрагмент>
Л. М. Федорова, учитель истории и обществознания
Запутавшийся клубок или «статус-кво».
Страничка из дневника школьника.
Вчера Алешкиных родителей вызвали в школу. Как
ни прятал он дневник, и ни старался скрыть, что произошло на самом деле, не
помогло… Теперь, наверное, исправлять поздно.
А началось всё совсем безобидно. Как-то, на проверочной по математике, Светка
попросила у него подсказать решение и ответ к задачке. Задачка, конечно,
непростая, но ведь и работа – проверочная. Алешка не любил получать замечания и
подсказывать не стал. В перемену к нему подошел Светкин покровитель, Сашка, и
заявил ему, что он, Алешка, - трус, «ботаник» и ничего не может. Каково? Мне бы
тоже стало обидно. А ему, как вы думаете? Он разозлился. Если бы не обида, то
можно было бы ответить Сашке: «Сам бы помог!». Но…
Разозлившись, он решил доказать свое право
быть уважаемым человеком. И случай выпал для этого как-то сразу. Дома у Алешки,
на полке в прихожей, лежали сигареты. Один из знакомых папы оставил их, когда
приходил к нему по делам. Забыл, наверное. Да и все про них забыли. У Алеши в
семье никто не курил. Мальчишка вспомнил про них и взял, пока дома никого не
было. Утром в школу он мчался. В гардеробе заметил Сашку и демонстративно
вызывающе прошел мимо него…
Сработало! Сашка тут же решил установить
статус-кво. «Статус-кво» - это сложившееся до определенного момента положение
вещей. Нам на истории так объясняли. Приятели решили после уроков поговорить во
дворе. Закончился шестой урок. Сашки на нем уже не было. Алеша сначала подумал,
что разговора не будет, с нетерпением ожидал звонка с урока, переживал. Выйдя
из школы, заметил Сашку и с ним группу поддержки. Алеша демонстративно достал
открытую пачку сигарет, взял одну. Подойдя к группе, предложил сигареты
мальчишкам. Сашка снисходительно покачал головой. Оставалось закурить и
поговорить. Алеша понимал, что курить он не хочет и не сможет, но отступать
было некуда. И в этот самый момент из окна второго этажа, там, где кабинет
математики, послышалось: «А ну-ка, мальчики, идете сюда!» Группа поддержки
стремительно рассеялась. Саша и Алеша не побежали, вернулись. «Покровитель»,
опережая вопрошающего, поспешил
оправдаться: «Это не я. Это он мне предложил». Алеше было стыдно. Он молчал. Да
и мог ли он объяснить, почему он так поступил? Только мне он потом обо всем рассказал.
Вопросы для дискуссии:
1.
Как можно обозначить «статус-кво» для героев этого рассказа? Кто из них
личность?
2.
Какими качествами должна обладать личность? (друзья, приятели, близкие в семье,
окружающие человека люди)
3.
Кому из героев вы могли бы помочь?
4.
Почему и в какой момент подростком был сделан неверный шаг?
|