14.10.2009
Л. М. Федорова, учитель истории и
обществознания
Участие в работе
школьного круглого стола
«Методика и технологические
приемы МУЛЬТИМЕДИЙНОГО УРОКА Методические
подходы к определению возможных
критериев оценки современного мультимедийного урока.
Рассматривая
проблему оценки качества мультимедийного (или с применением ИКТ) урока важно
выделить предмет нашего рассмотрения – это анализ урока, на котором
используются новые технические средства, определить и разработать критерии для его
оценки. Анализируя урок, учителю и
администратору важно определить общие подходы и точки рассмотрения ситуаций на
уроке: 1) когда собственно используются эти средства; 2) каким элементом урока
являются эти ситуации; 3) влияние ИК методов и приемов на общие результаты
урока. То есть речь идет о разработке понятных и значимых для субъектов
УВП критериев
оценки. Схематично это можно представить таким образом:
№ п/п
|
Критерий
|
Его
сущность
|
Балл/оценка
|
1.
|
Использование
Автоматизированного рабочего места на уроке (АРМ):
|
1.
Соответствие
требованиям ТБ и СЭС
2.
Энергосбережение
3.
Рациональный
подход к затратам времени на
включение/ выключение компьютерного средства в процессе урока
4.
Целесообразность
применения ММ технологии на уроке (в соответствии с целями и задачами)
определенного типа.
|
«+»,
«-» по каждой позиции
|
2.
|
Соответствие
общим задачам образовательного процесса в ОУ
|
1.
Соответствие
индивидуальной образовательной траектории учителя (повышение квалификации)
2.
Соответствует
задачам инновационной деятельности
3.
Соответствие
задачам Программы развития ОУ: способствует динамике развития методической
работы и повышению качества учебной деятельности; способствует выполнению
задач информатизации, формированию
соответствующих компетенций учащихся (умение работать с ПК, ПП, ЦОР и
открытой информационной среде)
|
«+»,
«-» по каждой позиции
|
3.
|
Соответствие
традиционным общим требованиям
применения экранных средств (или пособий) обучения на учебных занятиях при
различных формах организации деятельности учащихся (индивидуальной,
фронтальной, групповой, парной, командной, системной)
|
1.
Интересно,
содержательно
2.
Доступно,
понятно
3.
Полезно,
необходимо
4.
Научно,
убедительно
5.
Эстетично
6.
(
возможно и др.)
|
«+»,
«-» по каждой позиции
|
4.
|
Коэффициент
результативности применения комплекса компьютерного оборудования (ККО) и
ЦОРов на уроке
|
Средний
балл усвоения учащимися содержания материала, определяемый методом
«экспресс-контроля», т.е. применение внутришкольного контроля качества знаний
учащихся.
Показатели:
1)
количество учащихся в классе
2)количество
учащихся на уроке
3)количество
выполнивших задание
4)качество
(т.е. количество справившихся при выполнении задания на «4» и «5»)
|
«+»,
«-»
|
5.
|
Коэффициент
творческой и технологической результативности использования ИКТ
|
1.
Использование
авторской разработки (учителя, учащегося)
2.
Соответствие
(отсутствие нарушений) требованиям инструкции по работе с ПК и ММУ (учитель,
учащийся)
|
«+»,
«-» по каждой позиции
|
Общая
оценка соответствия критериям
|
От 1 до 5 б
|
Следовательно, предлагаемые
критерии вполне понятны для того, чтобы процесс развития использования ИКТ был
регулируемым, эффективным и результативным. Теоретически определенные риски
(См. Программу информатизации ОУ) будут снижаться.
|