Четверг, 16.05.2024, 23:18

Сайт Федоровой Л.М., учителя гимназии №11 г.Дубны МО

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 13
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Литературная гостиная.

Федорова Л.М., учитель истории и обществознания

 МБОУ Гимназия № 11, г. Дубна МО

 

Литературная гостиная

"Семь встреч". (Ч.1)

Вступление

Музыкальный фрагмент.  (А. Петров. Марш из к/ф «Жестокий романс»).

Ведущий 1:

 XIX столетие – «золотой век» русской культуры. Жители огромной страны встречали его при лучине, а провожали с электрическим освещением на улицах крупнейших городов, покрытых асфальтом, железными дорогами, с телефоном, фотографиями «на память», синематографом, радио и авто.

 Память еще не стерла воспоминаний о Пугачеве и Суворове, но они совсем не похожи на кумиров молодежи. Даже Онегин потеснился, уступая место герою нового времени. Каков же этот герой? От чего замирает девичье сердце? Каким в её грезах предстает его образ?

Ведущий 2:

 Попробуем заглянуть в тот мир вместе с авторами литерных произведений.

 В нашей гостиной мы встретимся с выдающимися учеными и отважными путешественниками, с художниками и актерами, писателями и музыкантами. Возможно, это будет живым общением или соприкосновением с позапрошлым веком. Пусть это будут «Семь незабываемых встреч».

Музыкальный фрагмент.  (М. П. Мусоргский. Вступление к опере «Хованщина». Рассвет на Москва-реке.)

Первая встреча. «Художники»

(слайды: «Грачи прилетели», портреты: Крамского, Серова, Репина)

Ведущий 1:

 В этом году исполняется  более 240 лет с того дня, когда на первой передвижной выставке в Москве был показан маленький холст С. Саврасова «Грачи прилетели». Именно с неё «появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле.

Крамской:

 «Грачи прилетели»… Подойдите ближе, и вы услышите, как звучит картина. Ваш слух уловит музыку весны. Звон капели, журчание воды в проталинах, шорох ветвей берёз, грачиный гомон. Скрип сверкающего наста, шелест весеннего ветра и тихий благовест. Весь холст полон удивительного внутреннего движения. Бегут тени по снегу, дрожат отражения в темных проталинах, еле колышутся голые ветки берез, неспешно плывут перламутровые облака. Мерцают неоглядные дали, кое-где отблескивая старым серебром.

 В этой картине нет манеры, нет эффектных ударов кисти, нет претендующих на виртуозность приёмов. Язык холста прост до изумления, он почти коряв.

 Это озарение, когда многолетняя школа, заученность руки – всё уступает биению сердца и тому восторгу, который сопровождает рождение шедевра… Пробуждается чувство музыки русской природы.

 Я  - в восторге от картины. На всех иных полотнах есть «вода, деревья, даже воздух», а душа есть только в «Грачах».

Ведущий 5:

 Исаак Левитан считал, что именно Саврасов создал русский пейзаж. Картина «Грачи прилетели» была в то время лучшим ответом на призыв Николая Гавриловича Чернышевского «Что делать?» Она утверждала: «Прекрасное есть жизнь…». А жизнь открывалась не только в пейзаже, но и в замечательных портретах.

(слайды «Неизвестная», «Дама, освещенная луной», «неутешное горе»)

Репин:

<обращается к Крамскому>

 И ваши картины памятны всем. Жаль, что их немного.

На скамейке старого парка, где-то на юге – дама, освещённая  луной.

«Неизвестная» в коляске, так заинтриговавшая всех; всем хотелось узнать, кто такая эта неизвестная. И, наконец, последняя картина «Неутешное горе». Такое глубокое, потрясающее впечатление произвела на всех эта картина! Казалось даже, что это - реальная действительность. Эту даму жалко было, как живого человека.

 Все ваши картины так оригинальны, так серьёзны и самобытны, что нет возможности приурочить их к какому-нибудь жанру. Но главный ваш вклад в искусство и самый большой труд  – это портреты.

<Крамской, поклонившись, уходит>

 Он их написал так серьёзно, и с какой выдержкой! Это ужасный, убийственный труд! Могу сказать это по некоторому собственному опыту. Нет тяжелее труда, чем заказные портреты!.. И сколько бы художник ни положил усилий, какого бы сходства он ни добился, портретом никогда не будут довольны вполне. Непременно найдутся люди, которые скажут, при всей честной компании, что портрет никуда не годится. И это, как приговор, так и останется у всех в памяти и будет казаться самым верным…

Ведущий 5:

  А что  бы вы сказали, если художник пишет портрет художника? Например, портрет Левитана, написанный Валентином Серовым?

Ведущий 6:                                                                                                

 Я знаю, что Исаак Левитан «из своих предшественников особенно ценил Александра Иванова, из современников – Василия Поленова и Константина  Коровина. Но Коровин, по его мнению, очень боится пота и труда, Серов занят другими делами. А жаль!..

Серов:

(слайд: портрет И. Левитана)

 Взгляните, я его <Левитана> изобразил сидящим в кресле: глубокая грусть в больших глазах, в их пристальном взгляде, тихая усталость в небольшой, почти женской руке, и в то же время во всем – в каждой черте лица, в скульптурном очертании высокого и округлого лба – сдержанная страстность, твердость, энергия, отблеск душевного благородства.

 Он с детства видел, чувствовал, а главное – познал на самом себе обидную бедность, болезненно обострявшую его самолюбие. После смерти отца и матери все это углубилось чувством одиночества, затерянности в неуютном мире. Но в его горячем и жадном сердце жила наряду с женственностью сила и воля, цвёл талант, неутомимое, с каждым днём крепчавшее влечение к творчеству и, как родник и колыбель творчества, страстная любовь к миру, к солнцу и воздуху, к ветру и лесу, к полю и облакам. Великая, поистине родственная, сыновне трогательная любовь к природе, радость искусства…

 Ведущий 7:

 Левитан и в школьные годы, и по выходе из училища работал нередко до изнеможения.

 Он считал, что писать нужно именно так – просто, не задерживаясь на подробностях, находя и выделяя основное, наполняя картину светом и воздухом, подчиняя замысел только одному: ощущению природы, верному выявлению её красоты. И опять: нужно учиться и учиться.<Серов уходит>

Ведущий 8:

  А как вы оцените в художнике такие качества: чрезмерно хвалить картины своих товарищей, стремление к приобретению широких научных познаний, пытливость, любознательность?

И. Е. Репин:

 <Репин собирается уходить>  Извините, мне пора.

Ведущий 8:

 Илья Ефимович, куда же вы уходите?

Репин:

 - На лекцию. Сегодня в зале Павловой лекция о древнем Египте.

Ведущий 2:

 Ради того, чтобы послушать о древнем Египте, он истратит четыре часа на дорогу (как мы отправляясь на экскурсию в Москву), вытерпит жестокую давку в трамвае и вернется домой во втором часу ночи.

Ведущий 9:

(слайд: портрет И. Е.Репина)

 Его тяга к науке была так велика, что уже знаменитым художником он задумал поступить в университет в качестве простого вольнослушателя. Но это оказалось невозможным из-за тогдашних университетских порядков…

 Такое страстное было у него любопытство ко всякому знанию, к науке. Благоговейно произносил он имена Менделеева, Павлова, Костомарова, Тарханова, Бехтерева, с которыми был дружески близок, и глубоко презирал тех художников, которые до старости остаются невеждами.

Репин:

 «Ах, как я люблю ученых!.. На меня лично в глуши, где нет образованных людей, нападает безнадежная тоска… Тоска по умным, по ученым лицам».

Категория: Мои статьи | Добавил: Lara (15.02.2013)
Просмотров: 462 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
dth="100%" cellspacing="1" cellpadding="2" class="commTable">
Имя *:
Email:
Код *: