Часть 3. (продолжение). Литературная гостиная "Семь встреч"
Встреча пятая. «Театр».
Сцена 1.
(слайды: XIX век, Большой театр, Малый театр,
памятник А. Н. Островскому)
Ведущий 1:
Театральная площадь в Москве. Большой театр,
Малый театр, памятник А. Н. Островскому… Всё имеет своё начало, и великое
начинается с малого.
Ведущий 2:
Шли годы, бежало неумолимое время. Уже окончил
Сашенька Островский гимназический курс, уже прослушал он, как требовал
папенька, почти за два года лекции по юриспруденции в Московском университете.
Но, крепко повздорив с профессором Никитой Крыловым, университет он покинул,
мечтая посвятить себя отныне одной лишь любимой литературе. Эту мечту, однако,
посчитал папенька, Николай Фёдорович, «завиральной идеей», принудив сына
определиться служителем в канцелярию московского суда…
Островский:
Что было делать? Пришлось напялить кургузый
судейский вицмундирчик, да с девяти до трёх просиживать панталоны в судебном
присутствии, давать клиентам советы и справки, сочинять докладные записки,
подшивать к делу бумаги.
Ведущий 3:
Всё это было до смерти скучным, если бы не
оказалось, что и Совестный и Коммерческий суд ведают разнообразными кляузами,
тяжбами и склоками, какие случаются в семейном быту и в торговых делах
московского купечества. А это уже близко касалось того как раз дела, каким
самозабвенно был занят тогда Островский, - его повестей и комедий.
Ведущий 4:
Зорко высматривал он теперь и накрепко
запоминал все чёрточки, все отметины чёрной неправды российских судов,
низкопоклонство и разбойничьи взятки, волокиту и хищную повадку любым изворотом
содрать «по закону» с клиента последнюю шкуру, запутать его, закружить в бумажной
вьюге, сделать ясное туманным, а туманное и сомнительное как бы ясным и
справедливым…
Островский:
<отхлебнул
глоток чая из стоявшего на столике стакана, взял лежавший на нём карандаш и
громко сказал:…>
- «Гроза», драма в пяти актах; действие происходит
в городе Калинове, на берегу Волги…
Ведущий 5:
Не было такого города на обоих берегах Волги –
Калинова. Зато были на ней Кострома и Тверь, Кинешма и Калязин, Кимры и
Корчева, Углич и Рыбинск… И во всех городах этих был общественный сад, на
высоком ли, правом, или, низменном, левом, её берегу. И жили там повсеместно
богатые купцы в крепких домах за высокими заборами, держали в трепете и страхе
не только не только своё семейство, жену и детей, но и конторщиков и
приказчиков, да и сторонним людям, которые победнее, и тем от них попадало. В
кулаке держали весь город такие вот идолы, самодуры, как Павел Прокофьич Дикой
либо Марфа Игнатьевна Кабанова, вдова. Богатели они на чужих копейках,
недовесах, обмерах, а всё считали себя благодетелями трудового народа, солью
русской земли, опорою государства, хранителями старых обычаев, без которых,
мол, погибнет Россия.
Да и
легко им было, Диким и Кабановым, тиранить совестливых, слабых, беспомощных.
Потому что молчали те совестливые, слабые, беспомощные. А то и низенько
кланялись сильному, у которого деньги и власть, хитрили так и эдак, чтобы
самому выбиться в люди или хоть пригреться бод боком у сильного. А то и от
безысходности, как невестка Кабанихи, красавица Катерина, за любовь свою, за
бабью волю – либо с другим милым, невенчанной, куда он захочет, либо с высокого
берега в Волгу…
Кинофрагмент. (А. Н.
Островский. Гроза. Сцена грозы.)
<Все аплодируют. Поднимается Пров
Михайлович Садовский>
Ведущий 6:
Любезный, вы, Пров Михайлович, хотите что-то
сказать?
Садовский:
Попрошу тишины. О чём тут толковать? Не о чем
толковать, господа. Одно скажу,: русская простонародная драма родилась. С чем
вас всех и поздравляю, а её автору - великая за то благодарность.
Сцена 2. «Актриса»
<Звенит
колокольчик. Лакей вносит конверт на подносе с ножницами.>
Лакей:
Господа, вам письмо.
Ведущий 1: <спрашивает
у присутствующих> Позволите зачитать? <достаёт письмо из конверта,
читает>
(Слайд:
Портрет М. Н. Ермоловой)
Дорогая, любимая, прекрасная Мария
Николаевна!
Сегодня,
в день вашего юбилея, мы можем дать простор нашему чувству национальной
гордости… Тем обиднее, что болезнь удерживает меня дома. Пусть мои товарищи по
театру прочтут вам это письмо. В расчёте на это я пишу его от нашего общего
имени.
Вы – самое светлое воспоминание нашей
молодости. Вы – кумир подростков, первая любовь юношей. Кто не был влюблён в
Марию Николаевну и в образы, ею создаваемые?..
Вы познали женское сердце. Любовные порывы
девушки, страсти женщины, страдания матерей передаются вами с ермоловской
глубиной. Каждая ваша роль – открытие новых сокровищ женской души…
Вы возглавляете нашу русскую артистическую
семью. В минуты сомнения в своём искусстве и его возможностях мы мысленно
обращаемся к вам и снова верим в духовную мощь артистического творчества. Высокая
благодарность и слава вам за ваш неугасающий свет русского искусства.
Ваш искренний и неизменный почитатель К.
Станиславский.
Ермолова:
Среди моих горячих почитателей был не только
Константин Сергеевич Станиславский. Николай Ефимович Эфрос – биограф, он
оставил личные воспоминания обо мне.
Эфрос:
Бывали поразительные сцены, когда Ермолова
читала на концертах у студентов. Преграда рампы подала – и была героиня и
покорная толпа, для которой её слово -
закон, у которой – звонкий отзвук на каждое движение души.
Ведущий 2:
Гудит море молодых голосов… А впереди на
возвышении – Ермолова. Бледная, в чёрном, с тихой, точно немного виноватой
улыбкой; с чем-то не то тоскующим, не то угрюмым в глазах.
Я вижу эту протянутую, как сигнал к тишине,
руку. И море замерло. И гудит над ним металл могучего голоса и бьёт, как молот,
под сердцем, выбивая искры восторга и гнева.
Ведущий 3:
Был январь 1878 года. Только что умер
Некрасов. На эстраде Ермолова. В руках её том журнала в палевой обложке -
«Отечественные записки».
Ермолова:
Смолкли
поэта уста благородные… (См. Приложение № 6)
…Но
ты оставил нам песни свободные,
Ты
научил нас не падать в борьбе,
Вечная
память тебе!
Музыкальный фрагмент.
(Ф. Шопен. Прелюдия №20 до минор.)
Эфрос:
Это
был похоронный марш, и под его звуки получала новое крещение слава Ермоловой.
Сцена 3. «Отечественные
записки»
(слайд:
журнал «Отечественные записки»)
Ведущий 1:
А что это за журнал у вас в руках? <берет
журнал, читает> «Отечественные записки». Главный редактор – Михаил
Евграфович Салтыков-Щедрин. Помнится, что редакция помещалась в квартире
Некрасова на Литейном. Он снимал её в доме Краевского. Быстро доходят вести от
Питера до Москвы.
Ведущий 2:
У Алексея Николаевича Некрасова и
Салтыкова-Щедрина были чисто русские лица… Но такого прекрасного выражения глаз
не скоро найдешь. Если бы все глаза так смотрели, то истинно человеческой
доброты и правды в нашей жизни было бы гораздо больше…
(слайды:
портреты А. Н. Некрасова и М. Е. Салтыкова-Щедрина).
Ведущий 3:
Ближе я узнал Михаила Евграфовича в 1873 году,
уже после смерти Некрасова, когда он сделался редактором «Отечественных
записок». Сколько самых неусыпных трудов, горячих тревог и забот доставлял ему
журнал – об этом хорошо знали его сотрудники. Он прочитывал рукописи по
беллетристике, правил их и готовил к печати, просматривал корректуры всех
отделов журнала, вёл переписку с некоторыми из иногородних сотрудников, сам
писал статьи (иногда по две в месяц, то есть статью и маленький фельетон), имел
объяснения с цензурой и так далее, словом, он весь был в журнале, всего себя в
него вкладывал. Работал он очень много, так много, как может работать очень
привычный и сильный человек. Как это уживалось со слабостью его физических сил
и давно начавшимися резкими болезнями и недомоганиями, - трудно даже понять, а
объяснить это можно только разве одним: необыкновенной его любовью к
литературе.
(мини-сценка по
произведению М. Е. Салтыкова-Щедрина. По выбору учащихся.)
Сцена 4. «А. П. Чехов».
(слайд: портрет А. П. Чехова)
Ведущий 1:
Потери близких, страдания, болезни. Фёдор
Михайлович Достоевский говорил, что каждый должен пережить и почувствовать эти
ощущения в детском или отроческом возрасте, иначе, он никогда не научится
сострадать и сопереживать.
Существует
мнение, что Антон Павлович Чехов – поэт будней и серых людей, что его пьесы –
печальная страница русской жизни, свидетельство духовного прозябания страны. Не
так ли, Константин Сергеевич?
К. С. Станиславский:
Вы это вычитали из моей книги «Моя жизнь в
искусстве»? Нет, это мнение резко противоречит моим представлениям и
воспоминаниям о покойном.
Я видел его гораздо чаще бодрым и улыбающимся,
чем хмурым, несмотря на то, что знавал я
его в плохие периоды болезни. Там, где находился больной Чехов, чаще всего
царили шутка, острота, смех и даже шалость. Кто лучше него умел смешить или
говорить глупости с серьёзным лицом? Кто больше него ненавидел сплетню,
мещанство и вечное питьё чая, невежество, грубость, нытьё?
Кинофрагмент. А. П.
Чехов. Свадьба.
Кто больше него жаждал жизни, культуры, в чём
бы, и как бы они не проявлялись?
Всякое
новое начинание – зарождающееся учёное общество или проект нового театра,
библиотеки, музея – являлось для него подлинным событием…
Ведущий 2:
Когда здоровый человек чувствует себя бодро и
весело, это – естественно, нормально. Но когда больной, приговорённый самим
собою к смерти (ведь Чехов – доктор), прикованный, как узник, к ненавистному
ему месту, умеет и смеяться, и жить светлыми мечтами, верой в будущее,
заботливо, накапливая культурные богатства для грядущих поколений, - то такую
жизнерадостность следует признать чрезвычайной, исключительной, гораздо выше
нормы.
Музыкальный фрагмент. (А.
П. Бородин. Богатырская симфония. I часть)
Встреча шестая. «Могучая кучка».
Ведущий 1:
Композитор, учёный, член медико-хирургической
академии. Он был внебрачным сыном известного аристократа, но не мог иметь даже
его фамилию. Виноват ли он был в том? Другое имя суждено ему было прославить.
А. П. Бородин:
Всем, чего мы не имеем, мы обязаны только
себе. С детских лет мною владели две страсти: страсть к химии и страсть к
музыке.
Д. И. Менделеев:
Вы первоклассный химик, но музыка отвлекает
вас от науки.
В. В. Стасов:
Вы равно могучи и талантливы как в симфонии,
так и в опере, как в песне, так и в романсе, но наука просто не даёт вам
заниматься музыкой…
Две студентки
1-я: я
преклоняюсь перед нашим покровителем. Если бы ни он, пришлось бы мне сидеть
дома, как, впрочем, и тебе, и всем нашим
сокурсницам. Забыли бы мы и о курсах, и о медицине… Женщина-врач… Это же так
возвышенно!
2-я:
и как только успевает уважаемый Александр Порфирьевич так много сделать?
Ведущий 2:
Получение первых химических соединений, 42
научные работы, опера «Князь Игорь, симфонии, камерно-инструментальные и
фортепианные произведения, стихи и статьи о музыке и музыкантах – и это не всё,
что создал Бородин.
Ведущий 3:
Что позволило ему проявить себя так ярко и
разнообразно? Или, вот, ещё пример - Николай Андреевич Римский-Корсаков.
Помните картину «Грачи прилетели»? У Саврасова – пробуждение музыки русской
природы. А Римский-Корсаков в музыке создаёт зримую природную красочность. Одна
тональность – тёмно-синяя, сапфировая.
Другая – розовая, цвета утренней зари. Третья приводила на память
зелёный вешний наряд берёз. Были тональности мрачные, серо-свинцовые, были серовато-зелёные,
серовато-фиолетовые. Река, лес, город, имели как бы своих выразителей в мире
звуков его музыки.
Ведущий 4:
Он был великим сказочником. И не только
потому, что умел музыкой пересказывать
смешные
или грустные сказки, создавать музыкальные былины и сказания, строить небывалые
чертоги. В сказке он видел целый мир народной выдумки, в старинном обряде –
забытый смысл, в забытом поверье – красоту.
Римский-Корсаков:
Все
тональности, строи и аккорды, для меня лично, встречаются в самой природе.
Ведущий 5:
На своём веку Римский-Корсаков несколько раз
испытывал прилив какого-то особенно восторженного преклонения перед красотой и
мудростью природы. Так было в разгар увлечения сюжетом «Снегурочки».
Музыкальный фрагмент. (Третья
песня Леля из оперы «Снегурочка», в исп. учащегося. Аккомпанирует учитель
музыки.)
В эти минуты восторга мир казался ему ближе.
Он был поэтом и живописцем в музыке. Невнятный для иных язык звука и цвета
становился внятен и схож с языком поэта и мыслителя Гёте: «Была ему звёздная
книга ясна, и с ним говорила морская волна».
Ведущий 6:
А в обществе поползли насмешливые слухи о
солдатско-матросско-химической группе: один в ней был инженер, другой – бывший
гвардеец, третий – моряк, четвертый – химик. Кто-то из них преклонялся перед
Менделеевым, кто-то возвеличивал Николая
Григорьевича Рубинштейна, а кому-то вершиной искусства казался Россини… Но при
всей разношёрстности предпочтений группа была объединена чем-то общим.
Милий Алексеевич
Балакирев:
У нас одна задача. Музыку надо приблизить к
реальной жизни. Надо убедить окружающих в том, что простой русский крестьянин
Иван Сусанин, выведенный М. И. Глинкой на оперной сцене - это гимн народу. Его
обманутая князем Наташа в «Русалке» - это русская женщина, гордо заявляющая о
своих правах и человеческом достоинстве. Именно на этой почве пришли в русский
романс титулярные советники, капралы, разночинные герои. Почва, которую Глинка
и Даргомыжский подготовили, должна теперь принять героев опер Мусоргского,
Римского-Корсакова, Бородина, чтобы привести на сцену тему народа.
Музыкальный фрагмент.
(Романс или (Народная песня «Над полями да над чистыми…». Исп. хор учащихся.)
см. Приложение №1.
Заключительная встреча -
седьмая. «Нигилист»
Ведущий 1:
Народ вышел на сцену. Но на сцену не только театральную,
но и общественную. Крепостное право было отменено, но по-прежнему, общество
платило широкую дань нравам крепостничества: привычкам, обычаям, способам
мышления, предрассудкам и нравственной трусости. Среди тех, кто платил, были и
«лучшие» как отцы, так и дети. НИГИЛИЗМ объявил войну так называемой условной
лжи культурной жизни.
(Мини-сценка по роману
И. С. Тургенева «Отцы и дети»). См. Приложение №4
Ведущий 2:
Идеал Тургеневского равнодушного
героя-нигилиста, с его исключительно отрицательным ко всему отношением, не
удовлетворил мечту молодёжи. Либеральная молодежь боготворила И. С. Тургенева.
Каждый его приезд в Россию встречали овациями. Он был во Франции другом Гюстава
Флобера, Виктора Гюго, Эмиля Золя и всех известных художников. Он горячо любил
свою страну, но возвращался в неё всякий раз неохотно, на то были причины.
Ведущий 3:
Нигилизм, с его
декларацией прав личности и отрицанием лицемерия, стал переходным моментом к
появлению «новых людей». Они ценили индивидуальную свободу, мечтали жить для
великого дела.
Ведущий
4:
Ищите свой идеал. Думайте не о том, что вас
унижает, а о том, что внутри вас существует нечто, что нельзя унизить,
растоптать, убить, все вы сыновья Бессмертного духа! Вы поколение, которому
достаются бесценные сокровища наших предшественников и соотечественников.
Музыкальный фрагмент. (П.
И. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. I
часть.)
|