Четверг, 16.05.2024, 15:13

Сайт Федоровой Л.М., учителя гимназии №11 г.Дубны МО

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 13
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Региональная конференция

Региональная научно-практическая конференция

 «Использование новых педагогических и информационно-коммуникационных технологий

для реализации задач профильного обучения»

Л.М. Федорова, к.п.н., 

                                                     МОУ «Гуманитарно-эстетическая гимназия №11 г. Дубны

                                                                                                         Московской области»

ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ГИМНАЗИИ № 11 г. Дубны МО

 

    Модернизация гуманитарного образования – процесс, являющийся одновременно и причиной и следствием такого явления в культуре как проникновение информатизации в образовательную среду. Это особый вызов нашей способности ответственно мыслить и действовать, уважая прошлое, осмысливая происходящее, и определяясь в отношении будущего. Действовать в интересах главного субъекта образовательного процесса, понимая нераздельное единство смысла и необходимости человеческого движения на этом пути.     

    Деятельность гимназии по внедрению современных образовательных технологий основана на принципах создания современной модели образования. Для нас это - приоритетное и ресурсоемкое направление инновационного характера.  Осознанная цель как перспектива повышения качества образования и, в том числе, образовательных услуг, предоставляемых в нашей гимназии, формирует потребность получения престижных знаний в области информатизации и информационных технологий. Это придает особую яркость и значимость имиджу современной школы, открывает широкие возможности для развития всех участников образовательного процесса, ставит проблемы, от решения которых будет зависеть оценка результатов. Говоря о системном подходе к процессу информатизации образования, необходимо заметить, что   проблемы, которые мы старались решать, заключались в несоответствии:

- использования в практике управленческой деятельности ИКТ - требованиям  современного менеджмента образования,

- требований к организации УВП - возможностям использования современных педагогических технологий. 

    Решение этих проблем важно также для формирования основных компетенций обучающихся, которые смогли бы в большей степени удовлетворять свои образовательные потребности.

     Было очевидно, что назрела необходимость качественного обновления характера и форм деятельности руководителей ОУ, педагогов, руководителей методических объединений. Внедрение современных образовательных технологий, в том числе профилизации, оказалось невозможно без освоения и применения ИКТ.

   Гимназия №11 стала осуществлять инновационную деятельность по внедрению ИКТ как одна из первых школ в Дубне. Уже начальный этап информатизации  показал необходимость применения системного подхода к решению конкретных практических задач в деятельности коллектива нашей гимназии.

   На основе муниципальной программы «Информатизация школьного образования в 2003 – 2010 гг.»  была разработана школьная программа «Информатизация УВП гимназии  в 2005-2010 гг.». Эта программа, поэтапно реализуемая нами, учитывала социальный запрос, специфику статуса - «Гуманитарно-эстетическая гимназия…»,  имеющееся материально-техническое оснащение, кадровый потенциал, задачи предпрофильной подготовки и профильного образования.

       При этом, благодаря инновационной деятельности, появились дополнительные возможности как перспективы реализации творческого потенциала педагогов гимназии.

Одна из них - использование информационной педагогики в ОП, которая обеспечивает воспитание и обучение компьютерно грамотной, компьютерно независимой личности обучающегося. Обращаем особое внимание на то, что субъекты педагогического процесса рассматривают информацию и компьютерное оборудование как средство для саморазвития. При этом учащиеся могут  более полно реализовывать свои интересы в области решения научно-познавательных, творческих задач, уверенно чувствовать себя в открытом информационном пространстве, обладать достаточным уровнем информационной технологической культуры.

       Верный подход обусловил внесение изменений в систему управления, цели, содержание, методы, технологии, формы организации учебной деятельности. Наличие электронных баз данных, которые мы создали: педагогических кадров, повышения квалификации, прохождения аттестации; сведений об обучающихся в гимназии и их родителях; учета успеваемости и качества знаний учащихся, участников ЕГЭ - обеспечивает эффективное функционирование системы управления в гимназии и документооборот. Сегодня уже действуют АРМ администрации, секретаря-делопроизводителя, учителей-предметников, классных руководителей, СПС. Выполняется работа на основе программных комплексов «1С: ХроноГраф. Школа.2.5» и «ХроноГраф 3.0 Мастер».  АРМ библиотекаря функционирует на основе программного комплекса АБИС Марк CQL. Действует электронная система видеонаблюдения для обеспечения безопасности всех участников ОП.

     Изменился стиль педагогической деятельности. Наблюдается открытость и доступность образовательного пространства, коммуникативность. Например, в работе используется электронная почта, общение в режиме on-line. Ведется работа по функционированию школьного сайта. Разрабатываются сайты классов, педагогов, учащихся. Проводятся родительские собрания с применением ИКТ.

  Усовершенствованы условия, в которых взаимодействуют субъекты-участники педагогического процесса. В гимназии работают 2 компьютерных кабинета, 2 лекционных класса с мультимедийными компьютеным комплексами, мобильный компьютерный класс.

    В целях совершенствования методов контроля успеваемости и посещаемости учебных занятий, ведется апробация электронного журнала успеваемости учащихся по программе «1С: ХроноГраф. Школа 2.5». Электронная версия портфолио помогает учителям при аттестации и участии в конкурсах профессионального мастерства, а учащимся при выборе профиля и поступлении в вузы. Апробируется система дистанционного обучения (СДО).

Мониторинг эффективности использования ИТ в процессе обучения и воспитания на втором этапе реализации программы показал:

  • Соответствие основным направлениям модернизации Российского образования.
  • Недостаточную готовность учащихся использовать свои знания в реальных жизненных ситуациях.
  • Недостаточный уровень подготовки педагогов и работников гимназии к использованию ИКТ в УВП.
  • Недостаточность программных продуктов для использования их педагогами на уроках и во внеурочной деятельности, во внеклассной работе и управлении ОП.
  • Позитивные изменения, обеспечивающие широкое внедрение в управление школой новых технологий управления.

   Гимназия как участник реализации РКПМО МО перешла на НСОТ, применяется стимулирование  и поощрение инновационной деятельности педагогов, и особенно внедряющих ИКТ. Обновляется учебно-методическое обеспечение. Создана медиатека. Сформирован банк данных имеющихся в гимназии электронных образовательных ресурсов. Активно используются Интернет-ресурсы, например, единая коллекция ЦОР, единое окно доступа ОР. Имеются условия, в которых возможно оперативное создание, хранение, знакомство и обмен педагогическим опытом, участие в конкурсах профессионального мастерства, своевременная передача информации. Речь идет об электронной базе «методических находок». Среди педагогов гимназии есть победитель областного конкурса по ИКТ «Методическая находка».

  Использование пакета лицензионных  программ технически обеспечивает соответствие организации учебных занятий уровню современных требований к осуществлению образовательной деятельности, а программ обучающих - требованиям образовательного стандарта. Методики качественного применения компьютерных средств отрабатываются на курсах повышения квалификации. Такие курсы как творческая лаборатория два года работали на базе гимназии по соглашению с ОИТ ЦРО г. Дубны. На практике отрабатываются методики и технологические приемы использования ЦОР: электронный учебник, интерактивная карта, моделинг. Учителя успешно применяют полученные знания и навыки работы  с компьютерными средствами на учебных занятиях и во внеклассной работе. Это - урок-лекция, тестирование, лабораторный практикум, виртуальный практикум, развивающая игра, тренинг, и др. В системе дистанционного обучения: изучаются технологии создания учебного и справочного пособия; для контроля знаний - методики организации и проведения тестирования; методики организации деятельности учащихся по работе со справочными и учебными пособиями; методики организации учебной деятельности учащихся при профильной подготовке; обучение педагогов навыкам работы в СДО.  На консультациях, семинарах и круглых столах наши педагоги обмениваются опытом применения новых средств обучения: интерактивных досок, передвижных мобильных классов, документ-камер, электронных контрольно-измерительных датчиков. С этой целью создаются макеты публикаций, содержащие методические материалы учителей и творческие работы учащихся. Обучение информатике и КТ в нашей гимназии ведется уже в начальной школе. Расширены возможности работы с различными категориями учащихся: одаренные, дети с различными интересами, слабоуспевающие, дети «группы риска». Расписание учебных занятий строится по программе «ХроноГраф 3.0 Мастер». Изменился стиль взаимодействия учителя и ученика.

 Таким образом, инновационный процесс помогает устранить противоречие  практики управления  Учебно-воспитательным процессом в гимназии и требованиями модернизации образования,  включает новые средства обучения, позволяет активнее использовать новые условия образовательной среды. Информатизация образовательного процесса как инновация, осуществляемая в гимназии, расположенной в перспективном районе наукограда, работающей в режиме социокультурного центра, реализуется в интересах учащихся и выпускников. Чтобы успешно продвигаться в образовательной траектории и адаптироваться на рынке труда.

       Наши задача – это не только внедрение и продвижение передового опыта по применению информационно-коммуникационных технологий в УВП, но и популяризация лучших педагогических достижений, развитие творческой активности учащихся и педагогов гимназии. Обеспечить качественное образование каждого гимназиста, чтобы внести достойный вклад в будущее России, в этом – миссия гимназии.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Lara (06.03.2013)
Просмотров: 340 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
dth="100%" cellspacing="1" cellpadding="2" class="commTable">
Имя *:
Email:
Код *: