Четверг, 16.05.2024, 14:18

Сайт Федоровой Л.М., учителя гимназии №11 г.Дубны МО

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 13
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Воспитание

"Русская песня - душа народа"

(продолжение)

4. «Песня богатейший мир эмоций человека» А.С. Пушкин

Песня богатейший мир эмоций человека. Наравне с поэзией Пушкина, Лермонтова и Некрасова, живописью Рублева, музыкой Глинки и Чайковского, удивляющими весь мир творениями русских мастеров, она настолько глубока и всеобъемлюща, что по ней, как по учебнику, можно изучать историю нашей Родины, нравы, думы, чаяния русского народа.

Народная мудрость гласит – «В русской песне живет душа русского народа». Русская песня – это уникальный самобытный памятник культуры, живой свидетель народной жизни: трудовой деятельности, обрядов и праздников. Основа народной песни – это, прежде всего её высокая духовная направленность, которая вместила в себя природное богатство Русской земли, характерные черты, традиции русского быта, а главное, - правильное вероисповедание. Широта и раздолье, эмоциональная наполненность, искренность чувства - эти черты издавна привлекали к русской народной песне внимание лучших поэтов и композиторов. Победно шествует она и сегодня по странам и континентам, играя роль проводника идей мира и дружбы среди народов, рассказывая о богатстве и благородстве русского сердца, о нашем талантливом народе-творце.

Песни делятся на несколько видов:

       Календарные, обрядовые песни

       Любовные песни

       Плясовые, игровые песни

       Колыбельные песни

       Солдатские песни

 5.Календарные, обрядовые песни

Календарные, обрядовые песни  - песни, в которых человек обращался с призывами, просьбами и заклинаниями к могущественным силам природы. В обрядовых песнях воплощена глубокая радость бытия, любование красотой родной земли. Из мира природы человек отбирал только то, что могло художественно раскрыть лирическую сущность и содержание песни. Наиболее распространенными символами из мира природы являются настоящие эпитеты. «Красное солнышко», «Частый дождик», «Красная весна», «Белая березка», «Ясный сокол» ».

А мы масленицу дожидаем…

А мы Масленицу дожидаем, дожидаем.

Мы в окошечко поглядаем, поглядаем.

Сыр и масло в глаза увидаем, увидаем.

Наша Масленица годовая, годовая.

Она гостенька дорогая, дорогая.

Она пешею к нам не ходит, к нам не ходит.

Всё на команях разъезжает, разъезжает.

Уж ты, Масленица, кривошейка, кривошейка,

Ой, и встретим тебя хорошенько, хорошенько.

Мы блинами гору устилаем, устилаем.

Сверху маслицем поливаем, поливаем.

Как от сыра гора всё крутая, все крутая,

А от масла гора всё ястная, всё ястная.

Ой, ты, Масленица, протянися, протянися!

Ты за дуб, за колоду зацепися, зацепися!

 

6. Любовные песни

Любовные песни – песни, в которых рассказывается о зарождающемся чувстве любви, о свиданиях-встречах и горестных, трагических расставаниях.

Во саду ли, в огороде…
Во саду ли, в огороде
Девица гуляла -
Невеличка, круглоличка,
Румяное личко.
За ней ходит, за ней бродит
Удалой молодчик.
За ней ходит, за ней носит
Дороги подарки.
Дорогие-то подарки,
Кумач да китайки.
Кумачу я не хочу,
Китайки не надо, а
Я пойду ли, молоденька,
Во торг торговати.
Что во торг ли торговати,
На рынок гуляти.
Я куплю ли, молоденька,
Пахучия мяты.
Посажу я эту мяту
Подле своей хаты.
Не топчи, бел-кудреватый,
Пахучия мяты.
Я не для тебя сажала,
Я и поливала.
Я не для тебя сажала,
Я и поливала.
Для кого я поливала -
Того обнимала.
Во саду ли, в огороде
Девица гуляла -
Невеличка, круглоличка,
Румяное личко.

7.Плясовые, игровые песни

 Плясовые, игровые песни – песни связанные с осмыслением трудовой и личной жизни человека. Они отличаются от других видов более быстрым темпом исполнения, чётким ритмом и придают песне оттенок весёлости, завершая собой музыкальные фразы.

Ах вы, сени мои, сени…
Ах вы, сени мои, сени,
Сени новые мои,
Сени новые, кленовые,
Решетчатые!

Как и мне по вам, по сенечкам,
Не хаживати,
Мне мила друга за рученьку
Не важивати!

Выходила молода                  
За новые ворота,
Выпускала сокола
Из правого рукава.

Ты лети, лети, соколик,
На родиму сторону;
На родимой на сторонке
Грозен батюшка живёт.

Не пускает молоду
Поздно вечером одну.
Я не слушала отца,
Спотешала молодца.

8. Колыбельные песни.
Колыбельные песни– один из древнейших жанров фольклора. Обычно это мелодия напеваемая людьми для успокоения и укачивания. Неизменно, у всех народов колыбельная песня не требует каких-либо инструментов для её исполнения, достаточно только голоса. В данном виде сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребенок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на ночь или на будущее. (3;147)

Баю-баюшки-баю
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю:
Придет серенький волчок, 
И укусит за бочок.
Баю-баюшки-баю,баю деточку свою.
Баю-баю-баеньки,
Спи мой мальчик маленький.

9.Солдатские песни – песни в которых переданы прелести и горести солдатской жизни, пропитанные мужественностью, доблестью, честью, патриотизмом и любовью.

Солдатские, народные песни, возникшие в солдатской среде XVIII. По содержанию солдатские песни делятся: на военно-исторические и бытовые. В первых получили военные события (Северная война 1700 – 1721гг.) начиная со времен Петра I и кончая Первой Мировой Войной (1914-1918гг.). В большинстве военно-исторических солдатских песен изображаются яркие батальные сцены, смелость, находчивость и выносливость русских народных воинов, создаются образы полководцев. (А.В. Суворова, М.И. Кутузова, М.И Платонова). Они создаются, как правило, в стиле традиционных крестьянских лирических песен. В них нарисованы картины повседневной, солдатской жизни. Глубокой грустью проникнуты песни о трудовом солдатском учении, тяжёлых походах. Подлинным трагизмом дышат баллады, в которых говорится о возвращении калеки-солдата  домой. Возникало и немало песен, пронизанных не поддельным юмором, бодростью. Занимая значительное место в народной поэзии, солдатские песни выражают мировоззрение народа, показывают рост его сознания. (4,5)

Уж ты, поле моё…
Уж ты, поле мое, поле чистое,
Ты раздольное мое, ты широкое.
Ты раздольное мое, ты широкое.
Ничего ты, поле, не спородило,
Спородило поле част ракитов куст.
Как во этом кусту тело белое,
Тело белое, молодецкое.
Во главах у него сабля вострая,
В ретивом у него пуля быстрая.
Во ногах у него конь вороненькой.
«Уж ты, конь, ты мой конь, ты товарищ мой.
Ты беги, беги по дорожке вдоль,
По дорожке вдоль, к отцу, к матери.
К отцу, к матери, к молодой жене.
Ты скажи жене, что женился я.
Что женила меня пуля быстрая,
Обвенчала меня сабля вострая.
Обвенчала меня сабля вострая.»

Вывод:

«В музыке и пении человек может излить восторг и полёт души. Мелодия даёт простор тому, что не умещается в границах слов». (Блаженный Августин.1;21).Знакомясь с видами народных песен, мы поняли, что русская народная песня это ценная традиция в нашей отечественной культуре. Слушая народные песни, можно по праву сказать, что вних душа народа, а разве  можно отбросить часть души?..

Практические результаты проектной деятельности:

1) На защите проекта в собственном исполнении учащихся звучали песни:

Виды песен

Название песен

Духовная

«Царице моя Преблагая»

Солдатская

«Катюша»

Плясовая

«Валенки»

Колыбельная

«За печкою поёт сверчок»


2) Использовались найденные учащимися музыкальные фрагменты: «Ах, вы сени мои сени», «Баю, баюшки баю», «Во саду ли, в огороде», «А мы масленицу дожидаем», «Уж ты, поле моё», «Калина» и др.
Видео фрагменты: «Русская плясовая» (Из отчётного концерта балетной студии «Фантазия»); «Берёзка». Русский девичий хоровод» (из концерта ансамбля танца «Берёзка»)

3) Представлены Мини-презентации,  как отчёты поисковых групп учащихся: «Плясовые песни», «Колыбельные песни».

4) Созданы авторские альбомы « Русская песня – душа народа », «Русские народные песни», как отчёты  ролевых групп учащихся. ( редакторы, оформители, поисковики, рецензенты)

5) Собран тематический материал о духовных песнях в традиции христианских песнопений (Бирюкова Настя , 9 «А» класс)

6) Мнение учащейся , 9 «Б» класса Глазуновой Марии: В защите работы мне понравилось, что каждый что-то внёс в альбом, каждый что-то исполнил. И никто не оставался без дела. Очень красиво оформлен альбом, видно старательную и упорную работу учеников. Душевно и красиво исполнены песни…».

Источники:

1) Т.И. Балакина «История отечественной культуры. Часть 1.Культуры русского средневековья».1994г.

2) Энциклопедический справочник. Мир Русской культуры. 1997г.

3) О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». 1997г.

4) http://www.runinst.ru/articletext.asp?rzd=1&id=5153

5) http://www.surbor.su/enicinfo.php?id=11518
Категория: Воспитание | Добавил: Lara (06.03.2013)
Просмотров: 3772 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
dth="100%" cellspacing="1" cellpadding="2" class="commTable">
Имя *:
Email:
Код *: