Четверг, 16.05.2024, 21:41

Сайт Федоровой Л.М., учителя гимназии №11 г.Дубны МО

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 13
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Воспитание

статья о воспитании

Л. М. ФЕДОРОВА, к.п.н., учитель истории и общественных дисциплин

МБОУ «Гуманитарно-эстетической гимназии № 11 г. Дубны Московской области».

 

Духовно-нравственное воспитание на учебных занятиях как метод профилактики правонарушений  в подростковом возрасте

 

  Учитель — это человек, охватывающий своим сердцем, разумом и мировоззрением прошлое, но помыслами устремленный в будущее. Это человек, дающий импульс пробуждающемуся к сознательной жизни и деятельности воспитаннику. Ему доверено формировать и оценивать качество новых поколений землян.

Когда-то В. И. Вернадского — великого русского ученого и педагога — назвали «подлинной предтечей» в умении «мыслить глобально, действовать локально». Это актуально сегодня для каждого учителя. Мне довелось попробовать реализовать этот принцип на практике. Несколько лет для учащихся восьмых-девятых классов общеобразовательной школы была возможность знакомиться с вопросами культуры и религии факультативно. Сегодня гуманитарный профиль гимназии и возможность изучения предметов Мировая художественная культура и Духовное краеведение Подмосковья также предполагают нравственно-эстетическую направленность, а одной из целей — воспитание духовности.

 Предвижу, что многие возразят: «Воспитание духовности в школе? Невозможно!» А мы, работая в этом направлении более 10 лет,  убеждены, что духовность дает человеку ощущение «полноценной жизни», удерживает от распада и нравственного разложения личность, определяет свободный характер жизненной деятельности, согласующейся и не противоречащей законам природы. Об этом необходимо иметь представление подросткам.

Без духовности жизнедеятельность человека, народа приобретает направленность саморазрушения.

 Духовность присуща каждому. Благодаря ей человеку открывается смысл жизни. Путь духовных исканий сложный, противоречивый. Каждый идет по нему сам.

Но начинать этот путь с учителем легче. Ведь он знает, где найти «золотой ключик» к дарохранительнице духовного опыта человечества.

Шедевры мирового искусства — неисчерпаемый кладезь духовности, верный ориентир учителя при отборе материала для занятий. Наше обращение было к ним.

* * *

 Вначале было Слово. Памятники отечественной и зарубежной литературы прошлого, с которыми мы знакомились, открывали нам красоту слова, языка и формы. Любознательность побуждала к поиску смысла. Наш путь лежал на Древний Восток. В Междуречье.

 Открываем  «Поэму о Гильгамеше». Казалось, что несколько сохранившихся на глиняных табличках фрагментов поэмы не вызовут особого интереса. Через несколько прочитанных строк возник первый вопрос: «Что значит «сразу семь мудрецов вложили в них дух свой?» (Речь шла о крепостных стенах города Урука, где царствовал Гильгамеш.) Стали размышлять о ремесле и творчестве мастера-строителя. Новый вопрос-мнение подростка, с поведением которого, как говорят, не все ладно: «Неужели цари тоже не знали, куда силу приложить?» Обратить внимание, заметить подобный момент учителю, воспитывающему личность, очень важно. Ребенок проявил осознание своего поведения, схожего с поведением героя, и самооценку (как отрицательную, по мнению окружающих). Он проявил интерес, готов искать ответ на вопрос, что же предпримет Гильгамеш? Объяснила, что не сила отрицается. В человеке сила — дар. Отрицается ее направленность, заставляющая страдать людей. На что же ее направить? Прекрасный ответ дает автор поэмы: «Силе подобает честь  искать силу равную». Читаем дальше... Замечаю, что слушают ребята внимательно. Это вдохновляет. «Слезы душат мне горло... Без дела сижу. Иссякает сила». В этот раз приходится сделать паузу, так как в повествовании затронуто глубокое человеческое чувство — сопереживание. Сама создаю педагогическую ситуацию, чтобы вызвать эмоциональные переживания, пробудить живую мысль в детях. Спрашиваю: «О какой силе идет речь? Только ли о физической? Ведь если, о такой, то можно устраивать драки каждый день и час. А если нет — значит, что-то еще очень значимое в Энкиду — человеке есть, что вызывает его сострадание? И новый вопрос: «Чем необходимо обладать, чтобы заметить переживание и страдание друга?» Гильгамеш на две трети бог, на одну треть человек. Способность ощущать, остро чувствовать — достоинство богов или человека, в сопереживании становящегося похожим на сверхчеловека?

 Даже если дети не смогут сразу ответить на эти вопросы, задуматься над ними стоит. Их интересует сильная личность. Так пусть в их представлении о сильной личности будет место состраданию, чуткости, сопереживанию.

 Порой дети подмечают даже то, что взрослым уже незаметно. Начиная работать с поэмой,  хотелось по логике размышления подвести детей к осознанию примера истинной дружбы. Они увидели больше. Например, что Гильгамеш в своих проявлениях был разным: хитрым, безудержным, страстным, но и смелым, почтительным.  Что старцы способны понимать «сердечные желания молодых». Одно высказывание просто вызвало восторг!  Мы прочитали про Лес — символ жизни, добра и счастья, окруженный рвом и защищавшийся неодолимым Хумбабой. Читаем дальше, а ученица говорит: «Это значит, что так трудно добраться до счастья в жизни?..» Остается только удивляться, насколько дети могут быть способными и благодарными учениками, если есть контакт, сотрудничество, доверие и взаимопонимание с учителем.  Открывшееся одному стало обретением всех.

* * *

 Таков был результат прочтения всего трех таблиц древнего источника мудрости. Но предстояло еще открытие истинного подвига... Как объяснить детям, что понимание «подвига» европейцем отличается от понимания его человеком Востока? И в этом случае помогло то, что дети хотели об этом узнать. Нужно было подобрать такой материал, чтобы не утерять главной цели. Обратились к бессмертному Данте. Пусть ребенок учится постигать реально ценности человечества. Пусть учится познавать себя как мир, где всегда есть место подвигу. «Божественная комедия» как отражение жизни автора и его времени — великолепный образец тому. В конце пути поиска смысла жизни Данте — герой комедии— размышляет:

О братья, — так сказал я, на закат пришедшие дорогой многотрудной!

Тот малый срок, пока еще не спят

Земные чувства, их остаток скудный

Отдайте постиженью новизны,

Чтоб солнцу вслед увидеть мир безлюдный!

Подумайте о том, чьи вы сыны:

Вы созданы не для животной доли,

Но к доблести и к знанью  рождены.

Что ни строка — загадка. Их обнаружили дети сами, им только предложили их поискать, а потом задать  как вопрос остальным. Вот что получилось:

        Что означает прийти «на закат... дорогой многотрудной»?

        Когда спят земные чувства?

        Кто должен постигать «новизну»?

        Что значит «солнцу вслед увидеть мир безлюдный»?

        Что значит животная доля?

        «Чьи вы сыны»?

Вряд ли бы даже учитель смог найти больше. Знаменитому флорентийцу, подобно древнему римлянину, оказалось под силу создать произведение на языке, живущем и сегодня. Как герою произведения ему удалось открыть «второе дыхание»: когда уже не было сил идти вперед.

...Ты леность должен отмести, —

 сказал учитель. — Лежа под периной

Да сидя в мягком, славы не найти.

Кто без нее готов быть взят кончиной,

Такой же в мире оставляет след.

Как в ветре дым и пена над пучиной.

Встань! Победи томленье, нет побед,

Запретных духу, если он не вянет,

Как эта Плоть, которой он одет! ...

"И если слышишь, пусть душа воспрянет.

Тогда я встал; я показать хотел,

Что я дышу свободней, чем на деле,

 И молвил так: «Идем, я бодр и смел!»

        Так в чем же человек всегда имеет шанс совершить подвиг? — спрашиваем, — И почему это можно считать победой?

 Наверное, дети поняли, что чувство лени им знакомо. Хватило даже их небольшого опыта, чтобы согласиться, как трудно преодолеть самого себя. Героизм и без особого пафоса возможен, но нужны особые волевые усилия. В этот момент  было важно, чтобы дети увидели: наше обычное жизненное преодоление — уже есть акт подвижничества: Главное действие. Еще лучше – действие полезное, значимое.

* * *

 Над темой самопознания мы работали, используя гомеровскую «Илиаду». Она логично переплеталась с темой героя и героизма.

И у Данте, и у Гомера есть одинаковая деталь, очень ценная для педагога. «Там, где властен разум, слитный со злобной волей и громадой сил, там нет для людей никакой защиты» (у Данте). У Гомера эта форма более изысканна. Убедиться в этом дети смогли сами. Началось все с маленького вопроса: «Почему греки знали наизусть тысячи строк из Гомера?» Зачем заучивать такие сложные стихи, если они рассказывают о событиях, всем (то есть самим грекам) известных? Может, это просто была дань моде? Видится, что Гомер, исполняя гражданский долг, выполнял социальный заказ. Его произведение имело важное воспитывающее, вдохновляющее, облагораживающее значение. Оно было своевременным и востребованным обществом, человеком. Особая гомеровская строка, как накатывающаяся на берег морская волна, передает захватывающий сюжет, повествует о событиях Троянской войны, образе легендарного Илиона — Трои и героев-участников конфликта, происходящего в двух мирах: реальном —историческо- временном и нереальном. Учащимся было предложено поиграть, чтобы их воображение помогло им раскрыть тайну гомеровского шедевра.

 Ключевое понятие, с которым  решили работать на уроке, «война». Как? Играя в «Зазеркалье». Мы с ребятами разместили участников событий, разделяя не на противоборствующие стороны, а на тех, кто живет в этом мире — реальном и в «Зазеркалье». И стали вчитываться в строки Гомера. Патрокл — реальный герой. Ахиллес — скорее из «Зазеркалья».  Читаем знакомые из курса истории строки:

Сердцем жесток ты, Отец тебе

был не Пелей конеборец,

Мать — не Фетида богиня.

Рожден ты сверкающим морем,

Твердой скалою, — от них у тебя

это жестокое сердце.

Что порождает жестокосердие?

«Сверкающее море» — холодность, «твердость скалы» — непреклонность, твердость. Это порождает жестокосердие.

 Патрокл предлагает облачиться в доспехи Ахиллеса в надежде прекратить бой с троянцами. А в «Зазеркалье» можно увидеть, что на место жестокосердия встает человечность (Патрокл  великий духом). Но способно ли это остановить человеческие страсти?

Троянцы, выбитые из лагеря, бежали: «Стали они озираться, куда убежать им от смерти». Но ведь бежали-то они от Ахиллеса. Ахиллес жестокосерден, значит, жестокосердие несет смерть. Не забыв, что это происходит не в реальности, возникает вопрос: «Какую смерть?» Какой смерти надо бояться? Вероятно, жестокосердие убивает ДУШУ: а смерть — это смерть души.

 Такой подход, вначале подсказанный учителем, постепенно открывает возможность увидеть исторические события и понятия совсем по-другому. Ребята, играя с «зеркалом», продолжают открывать уже сами то, что на первый взгляд и не бросалось в глаза.

Гомер, рисуя картину Троянской войны, говорил об истинах, которые составляют ценность многих шедевров мировой культуры. Их открывают и понимают дети сегодняшние.

 Каково отношение троянцев к смерти? Она вызывает страх. Страх, испуг побуждает человека искать путь от смерти к жизни.

Человечность не способна остановить сражение, борьбу — Патрокл, пронзенный пикою, погибает. Это погибает душа человеческая в «броне жестокосердия», «Величие духа».

Патрокла убивает Гектор. Что несет Гомер через этот образ, кроме явных определений: Сын Приама, «муж Андромахи», шлемооблещущий великий предводитель защитников Трои. В поединке с Ахиллесом он (Гектор) погибает, но в неравной борьбе.      Вмешательство богов очевидно. Дети сделали потрясающее открытие: «жестокосердие — зло, которому не может противостоять красота, доброта, любовь, отвага». Именно жестокосердие ведет человека к войне, к разрушению, к самоуничтожению. Старый Приам обращается к Ахиллесу с просьбой отдать тело Гектора для похорон. И что же? Почему Ахиллес откликнулся на просьбу старца? Приам напоминает Ахиллесу о его отце, о том, что «стоит на пороге он старости скорбной... слышит, что жив ты, радуясь этому сердцем, надеждой всегда преисполнен...»

Возможно ли это? Надежда и радостное чувство способны смирить жестокосердие.

После таких небольших совместных изысканий можно приблизиться к «Эврике». Почему Гомер пишет о войне, почему происходят войны? Что несет война людям? За что греки глубоко чтили поэта, заучивая наизусть строки его произведений?

 Такую вот драгоценную жемчужину отыскали мы в памятнике древнегреческой литературы.

 Учитель, с открытым сердцем обращаясь с детьми, золотыми нитями духовности скрепляет и создает представление о ценностях жизни в своих воспитанниках. При этом самонадеянность, самовлюбленность, самоуверенность неуместны, а доверительность, милость, чистота взгляда, звука, слова необходимы. Внести чувство радости в общение с ребенком, вселить надежду в сознание неуверенного в себе ребенка учителю необходимо. Их представление о мире сегодня, в основном формируемое телевидением, часто неадекватно существующему в действительности. Это может быть обольщением, а может и страхом.

* * *

  Расскажу об интересных ситуациях, заставивших меня переосмыслить слова П. Флоренского о непреходящем Значении общения человека с искусством «лицом к лицу». Чувство живое не есть чувство отраженное. Мы были как-то в Третьяковской галерее. Идем по залам. У «Портрета Лопухиной М. И.» я всегда задерживаюсь. Это одна из моих любимых картин. Девчонки со мной рядом. Смотрительница в зале, заметив нас и наши благоговейные взоры, не удержалась, подошла: «Любуетесь? А вы знаете, в прошлом году на этом месте вот так же стоял один мужчина. Представляете, он третий раз специально приехал из Америки, чтобы увидеть картину. Так и сказал, что «полюбоваться Марией Ивановной приехал». Вот и вы, вижу, очарованы».

Любовь к искусству, как жажду, не утолить, если распробуешь его настоящий вкус. Дети, соприкасающиеся с настоящим искусством,  этот вкус обретают. Вряд ли им «захочется уксуса, вкусив меда». Когда мы перешли в зал живописи второй половины  XIX века, ко мне подошла одна девочка и тихонечко, но с волнением сказала: «Вы знаете, я в том зале, под стеклом, видела картину, точно такую, какую вы нам показывали. Я и не думала, что она такая маленькая. Как жалко, что здесь почти не заметно, сколько в ней жизни!» Она узнала картину Сильвестра Щедрина «Веранда, обвитая виноградом». Вспомнила, как в классе дети рассматривали слайд и слушали  рассказ, затаив дыхание. В ее памяти сохранилось представление о большом, светлом, чистом и ярком образе, и вдруг разочарование. Электронная картинка оказалась ярче реальной. Свою оплошность мне пришлось устранять. Но ведь увидеть большое в малом дано не каждому. Малые формы обращают нас к умению вглядываться.

 В форме «мини-сочинение»  предлагалось детям рассказать, каким они представляют себе «человека будущего». Вот одно из них, совсем нерадостное. "Каким я себе представляю человека будущего? Злым, не имеющим в себе ничего доброго, который только разрушает и ничего не создает. Он ни о чем не думает, ничего не знает, ходящая фигура человека, крушащая все на своем пути. Умеющий воровать, не умеющий дарить и беречь. Он отталкивает всех от себя и ничего не принимает всерьез. Ничем не занимается. Может быть, останутся несколько семей, которые будут о чем или о ком-нибудь заботиться». Есть над чем подумать. «В нем откровенное ощущение страха перед будущим» — это настораживает. Как ему помочь человеку с таким образом будущего?

Учителю важно быть самому уверенным и убежденным: воспитанием силы воли и свободы духа это возможно преодолеть. Научить подростка сохранять человеческое достоинство и свободу духа в себе современный  обязан. Помогать ребенку через привитие интереса к полезному, высокому, нравственному — дело достойное. «Идея свободы... первичнее идеи совершенства, потому что нельзя принять принудительного, насильственного совершенства» (Бердяев. Самопознание — М: «ДЭМ», — 1990, — с. 52).    Для меня этот принцип понятен и близок. Пусть он будет путеводной нитью учителю, выполняющему задачу воспитания духовности. Его цель — беречь свободу духа в растущем человеке.

Категория: Воспитание | Добавил: Lara (16.02.2013)
Просмотров: 1045 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
dth="100%" cellspacing="1" cellpadding="2" class="commTable">
Имя *:
Email:
Код *: